Эффект упрочнения

В машиностроении обкатывание роликами и шариками применяется в большинстве случаев как отделочно-упрочняющая операция, фактически не изменяющая форму и размеры заготовки, и чаще всего припуск на обкатывание не предусматривается. Причина этого кроется в больших полях допусков на обработку и относительно малой пластической деформации, в результате которой изменение размеров незначительно.

При обработке же точных деталей, особенно малых размеров, искажение формы и размеров в пределах нескольких микрон в результате обкатывания роликом или шариком полностью исключило бы возможность практического использования этих способов обработки.

При чрезвычайно малых полях допусков незначительные по абсолютной величине изменения размеров могли бы привести к браку почти окончательно готовых деталей.

Исследование точности при обкатывании производилось путем измерения диаметров цилиндрических заготовок в различных сечениях вдоль одной образующей до и после обкатывания.

Изображено изменение формы и размеров (в одном и том же сечении) заготовок из стали марки У10А диаметром 40 мм в результате накатывания пружинящим шариком с различной скоростью. По горизонтали сверху отложены значения диаметров образцов в трех точках через каждые 120° до накатывания, а внизу — размеры в тех же трех точках после накатывания.

Анализ графиков и результатов большого числа измерений, произведенных на образцах из различных материалов при разных условиях обкатывания шариком, позволяет сделать следующие выводы.

Метод обкатывания пружинящим шариком, основанный на упругом контакте шарика с обрабатываемой поверхностью, более совершенен, чем накатывание роликом и шариком при жестком их контакте с поверхностью заготовки — не только в отношении качества, но и по точности обработки.