Исправление формы

Так, с изменением давления от 1 до 5 т при постоянных скорости (v — 9 ммин.) и времени (Т = 10 сек.) обкатывания чистота поверхности во всех случаях соответствовала 11-му классу; тот же класс чистоты сохранялся и при изменении скорости обкатывания в пределах от 5 до 18 ммин.

Оптимальными условиями обкатывания штока оказались: давление — 1,5 н, окружная скорость роликов — 12 ммин., время прокатывания — 10 сек., припуск под обкатывание — 0,015 мм; смазка — веретенное масло.

Все показатели процесса обкатывания между роликами сохраняются и при обработке деталей более сложной формы, чем цилиндрические валы и оси. Так, на одном из заводов обкатыванием достигается 10-й класс чистоты поверхности и 3-й класс точности шаровой поверхности стального (сталь марки У8А) тяжка сектора тахометра. В данном случае по окружности роликов сделаны сферической формы канавки.

При обкатывании не только значительно повышается производительность (время обкатывания 4 -:- 5 сек.) по сравнению с применявшейся до этого полировкой (3 мин.), но и сохраняется точность формы, что практически нельзя достичь при полировании. Обкатывание между роликами по второй схеме осуществляется при обработке заготовок большего диаметра (свыше 50 мм) на специальных станках или с помощью приспособлений к металлорежущим станкам.

Примером применения такого способа обкатывания может служить обработка одновременно тремя роликами цилиндрической поверхности и галтелей шейки коленчатого вала по схеме. Цилиндрическая поверхность обрабатывается гладким цилиндрическим роликом, а две галтели — двумя сферическими роликами, расположенными с противоположной стороны.