Однако высокие показатели в отношении точности и качества поверхности достигаются лишь при холодном накатывании (без нагрева заготовки), возможности которого в настоящее время ограничены обработкой маломодульных зубчатых колес — с модулем зуба до 1 мм (горячим накатыванием обрабатываются зубчатые колеса с модулем до 10 мм). Существует несколько схем накатывания цилиндрических зубчатых колес с прямым и винтовым зубом; все они основаны на принципе обкатки. Экспериментально опробованы и нашли промышленное применение специальные станки и различные устройства, работающие по трем схемам.
Накатывание зуба по другим известным схемам мало исследовано.
Обработка зуба маломодульных зубчатых колес и рифлений двумя плашками (их иногда называют рейками) по схеме, было описано в предыдущей главе и иллюстрировано примерами накатывания зуба на автомобильных полуосях и Других деталях. Этот способ накатывания в Советском Союзе пока не получил распространения.
Основным его недостатком является сложность и трудоемкость изготовления инструмента — плашек.
Наибольшее число экспериментальных исследований проведено на станках, работающих по схеме.
Испытания в производственных условиях были проведены над устройствами с тремя роликами (валками), работающими по схеме, приведенной; они получили некоторое промышленное применение.
Схемы с четырьмя, шестью и восемью роликами принципиально не отличаются от трехроликовой, так как количество роликов практически ограничивается диаметром заготовки и накатных валков.