Обкатывание наружных поверхностей шариками

Основное условие нормального ведения процесса обкатывания шариком — следующее: сила трения между шариком и обрабатываемой заготовкой должна быть больше силы трения между шариком и опорой. Проведенные автором испытания опор различной конструкции выявили наиболее целесообразную опору шарика: опору на наружное кольцо шарикоподшипника.

Конструкция шариковых накаток с опорой шарика на один или два шарикоподшипника получила наибольшее распространение.

В различных конструкциях шариковых накатников одновременно работают один, три и более шариков.

Одношариковая накатка состоит из корпуса, в отверстие которого с одной стороны ввинчена втулка со стержнем (а с другой — пробка; между торцами стержня и пробки вставлена спиральная пружина. Во втулку вставлена оправка с двумя осями, на которых посажены два шарикоподшипника.

Между шарикоподшипниками укладывается накатной шарик ; выпадение шарика предотвращается бронзовой скобкой с отверстием, в которое входит шарик. Усилие обкатывания, регулируемое сжатием тарированной пружины, передается через стержень на оправку с подшипниками и шариком.

Трехшариковая накатка состоит из основания, закрепляемого в суппорте токарного станка с двумя шариковыми оправками, и откидного рычага с одной шариковой оправкой. Шариковые оправки состоят из корпуса, шарикоподшипника, опирающегося на него шарика и колпачка.

После установки заготовки в шпиндель станка рычаг накидывается на нее, и через пружину гайкой осуществляется и регулируется давление обкатывания.