Обкатывание шестерен

С целью создания значительных по величине остаточных сжимающих напряжений и большой глубины упрочненного слоя применялись большие усилия обкатывания — в пределах 9 ч — 10 т. При этом во впадинах зуба остаточная деформация распространялась на глубину 0,4 мм. Проведенные сравнительные испытания литых и кованых обкатанных и необкатанных шестерен дали следующие результаты: 1) приближение закаленного слоя металла шестерни к основанию зуба, так же как закалка торцов, не приводят к повышению усталостной прочности шестерен; 2) при обкатывании роликами наибольший наклеп получается на галтелях; 3) образование усталостных трещин у шестерен с обкатанным зубом и соответственно разрушение начинаются не во впадине зуба (как у необкатанных), а выше упрочненной зоны; 4) применение обкатывания значительно повышает предел выносливости шестерен и в сочетании с наиболее просто осуществляемой операцией закалки рабочих граней токами высокой частоты является эффективным способом повышения прочности разного рода шестерен (а также других деталей сложной конфигурации); 5) предел выносливости литых обкатанных роликом шестерен выше, чем у кованых. Опыт эксплуатации тепловозов ТЭ-3 с пробегом 150 тыс. км подтверждает эффективность применения метода обкатывания роликом с целью упрочнения шестерен. Таким образом, обкатывание роликами цилиндрических, плоских и профильных поверхностей является эффективным и достаточно универсальным средством отделочно-упрочняющей обработки деталей машин.