Способ образования зуба выдавливанием

Такой разброс в значительной мере объясняется неодинаковыми условиями пластической деформации металла при образовании зуба у заготовок, по-разному расположенных в направлении продольной подачи валков. Естественно, что при накатывании зуба в конце длинной заготовки или на последних штучных заготовках, собранных в пакет, условия пластической деформации металла будут наиболее тяжелыми, так как по мере продвижения валков в направлении подачи количество вытесненного ими металла непрерывно растет. Соответственно этому увеличивается и степень наклепа, в результате чего глубина проникновения зубьев валков в заготовку получается различной.

Это положение подтверждается результатами измерения. Наибольшие отклонения по диаметральным размерам получились у крайних зубчатых колес.

Значительно повышается износоустойчивость зуба по сравнению с колесами, обработанными резанием, что объясняется характером деформации металла при холодной пластической обработке давлением. Произведенные замеры микротвердости и чистоты рабочих поверхностей зуба накатанных зубчатых колес из дуралюмина и латуни показали, что в результате наклепа поверхностная твердость зуба латунных колес возрастает по сравнению с исходной на 20 ч-25%, а дуралюминовых — на 15 ч — 20%. Чистота поверхности соответствует 8 ч — 9-му классу.

Схема накатывания зуба тремя валками принципиально не отличается от схемы обработки двумя валками с осевой подачей заготовки.

Главным рабочим движением здесь также является синхронное вращение валков, вращение заготовки и относительное перемещение валков относительно друг друга. Деление заготовки на заданное число зубьев производится в обоих случаях в начале процесса при помощи направляющей шестерни, а в дальнейшем автоматически зубьями самой заготовки.