Сравнение экономических показателей процесса обкатывания и применявшейся до этого абразивной притирки дает следующие результаты: штучное время на притирку 3 мин., стойкость притира не более 30 ч — 40 деталей; штучное время на обкатывание 0,5 мин., стойкость ролика 55 ч — 60 тыс. деталей. Не менее эффективно обкатывание роликами как метод упрочнения высоконагруженных в процессе эксплуатации зубчатых колес.
Как показывают исследования и опыт эксплуатации машин с такими шестернями, образование микротрещин у основания зубьев в местах концентрации напряжений имеет чисто усталостный характер. Естественно, что создание в результате обкатывания остаточных сжимающих напряжений приводит к повышению усталостной прочности шестерен.
Упрочняющее обкатывание может производиться одним или двумя роликами, спрофилированными по профилю впадины зуба шестерни, находящимися под действием определенных усилий и перемещаемыми вдоль основания зуба.
Во всех случаях, и особенно при обкатывании со значительными усилиями, целесообразно вести обработку одновременно по двум противоположным впадинам зубьев двумя роликами. При этом станок разгружается от возникающих в процессе обкатывания усилий.
Примером осуществления такой схемы обкатывания и конструктивного оформления обкаточного устройства может служить станок, спроектированный и созданный в ЦНИИТМАШ для обработки шестерен тепловозов, изготовляемых из стали 40ХНТ. Общий вид станка показан схема.
Принцип действия станка сводится к следующему.
Два накатных ролика закреплены в верхних головках двуплечих рычагов.