Условия обкатывания

График изменения высоты шероховатостей в зависимости от величины подачи при обкатывании чугунных образцов с химическим составом: 3,05% С; 1,46% Si; 0,79% Мп; 0,11% Р; 0,15% S; 0,07% Сг; 0,02% Ni. В результате обкатывания поверхностный слой металла приобретает измельченную структуру; твердость его повышается на 15 ч — 18%. Сравнительные испытания на сухое трение шабренных и обкатанных образцов выявили у последних увеличение стойкости против задиров. Если у образцов с шабреными поверхностями контакта задиры происходят при нагрузке 3 кгсм2, то у образцов с одной обкатанной поверхностью — при 6 кгсм2. Коэффициент трения снижается примерно на 20%. Эти данные весьма близки к результатам исследования, проведенного за рубежом, которое выявило следующие качественные показатели метода обкатывания направляющих чугунной станины и сопрягаемого с ней ползуна: а) твердость повышается с НВ — 131 до НВ = 154; б) упрочнение распространяется на глубину до 0,1 мм; в) структурные составляющие: феррит, перлит, графит и цементит уплотняются, структура становится мелкозернистой; г) опорная поверхность значительно возрастает и составляет 60ч — 65% номинальной поверхности направляющей длиной 3000 мм, что соответствует особо тщательному шабрению; глубина отдельных рисок не превышает 1 ч — 2 мк. Улучшение структуры и микрогеометрии, а также увеличение опорной поверхности не только повышают износостойкость обкатанных поверхностей по сравнению с обработанными шабрением, но также приводят к улучшению условий их работы на трение и к уменьшению усилий, необходимых для перемещения частей станка относительно друг друга.

Данные сравнения износа Q и величины усилия Р, необходимого для перемещения ползуна в горизонтальном направлении у шабреных и обкатанных роликом станины и ползуна.