Увеличение поперечного сечения

Рассмотрение различных способов обработки накатыванием деталей со шлицами и рифлями свидетельствует не только о их достоинствах по сравнению с обычно применяемыми методами обработки резанием (фрезерование, протягивание) в отношении производительности и качества обработки, но и об их универсальности и о возможности их широкого применения в различных отраслях промышленности. Зубчатые колеса являются одной из самых распространенных деталей в машино — и приборостроении.

В промышленности ежегодно изготовляется свыше 150 млн. зубчатых колес только среднего и крупного модулей.

Не менее велико количество маломодульных зубчатых колес.

Сложность и высокая стоимость изготовления зубчатых колес обычными методами зубонарезания (фрезерованием, долблением, строганием) обусловлены главным образом трудоемкостью обработки зубьев, составляющей от 48 до 62% общей трудоемкости изготовления колес (при этом от 9 до 15% веса металла отходит в стружку) а также значительным расходом дорогостоящего инструмента, при одновременном снижении эксплуатационных, главным образом прочностных качеств зубчатых колес вследствие перерезания волокон металла и создания концентраторов напряжений. Все эти недостатки определили необходимость изыскания новых, более совершенных и производительных методов обработки зубчатых колес.

Одним из таких методов является накатывание зубьев колес, основанное на пластической деформации металла. В этом случае образование зуба не связано с отходом металла и с перерезанием его волокон, а также с необходимостью осуществления предварительной и чистовой обработки (шевингования, доводки) точных зубчатых колес, так как одновременно с формообразованием достигаются хорошее качество поверхности и высокие эксплуатационные свойства колес; трудоемкость накатывания значительно ниже обработки резанием.